25 сентября в пресс-клубе Новосибирского союза журналистов участники круглого стола «Проблемы организации парковок и эвакуации транспорта в Новосибирске» обсудили причины напряженной ситуации с парковками в центральной части города и способы ее улучшения, возможность разгрузки центра, в том числе за счет перехватывающих парковок, и другие вопросы.
В работе круглого стола приняли участие представители властных и силовых структур и профильных учреждений: депутат Совета депутатов города Новосибирска Александр Люлько, консультант отдела организации дорожного движения мэрии Новосибирска Сергей Соскин, заместитель начальника ГИБДД Новосибирска Игорь Некипелов, директор МБУ «Новосибирская городская служба парковки» Аркадий Белов, начальник мастерской генерального плана ОАО «ПИ «Новосибгражданпроект» Владимир Анатольевич Дыха, директор НУДО «Автолицей» Сергей Болотских, — а также представители общественных организаций: координатор Новосибирского отделения Ассоциации автомобилистов России Владимир Кириллов и Олег Алаев из «Политдозора».
Дискуссия между участниками круглого стола развернулась достаточно острая практически по всем обсуждаемым вопросам. Например, пути решения проблемы нехватки парковок в центре Новосибирска предлагаются различные: от строительства подземных, большей частью платных, парковок до введения моратория на точечную застройку в центральной части города и реорганизации уже выделенных мест под строительство там бесплатных парковок. Но даже в этом случае, с учетом реализации перспективных городских программ до 2030 года, полностью обеспечить потребности в парковках в центральной части города не удастся. И более половины автовладельцев будут вынуждены либо оставлять свои автомобили в других районах города и добираться до центра на общественном транспорте, либо «биться» за парковочные места (даже дифференцированно платные, исходя из оптимальной расценки 10 рублей в час) на жесткой конкурентной основе.
Развитие перехватывающих автопарковок у ключевых станций метро — на площади К. Маркса (введение в эксплуатацию планируется в 2013 году), в районе площади Калинина и речного вокзала (введение в эксплуатацию планируется в 2014—2015 годах) — было признано опять же большинством участников круглого стола мерой для решения проблемы парковок необходимой.
Приоритетной, по мнению большинства участников дискуссии, на сегодня является перераспределение транспортных потоков не только в центре Новосибирска, но и на ключевых магистралях и транспортных развязках других городских районов. Все согласились с тем, что проезд транзитного транспорта на таких участках нужно максимально ограничивать или полностью запрещать. Кроме того, необходимо оптимизировать маршруты всех видов общественного транспорта, которые зачастую дублируют друг друга и добавляют напряженности в ситуацию на дорогах, особенно в часы пик. А еще, по мнению Владимира Кириллова, новосибирский общественный транспорт требует серьезной модернизации, для того чтобы стать привлекательным для автовладельцев в качестве альтернативного средства передвижения.
Александр Люлько в свою очередь призвал тщательнее анализировать богатый опыт европейских, американских и канадских мегаполисов, где сумели решить проблемы не только парковок, но и пробок. Например, сегодня на улицах Нью-Йорка таких пробок, как в Москве и даже в центре Новосибирска, уже не бывает.
Особой темой для обсуждения стала проблема штрафов за нарушения правил дорожного движения и за неправильные парковки, особенно в случае, когда дело заканчивается эвакуацией автомобиля и размещением его на штрафстоянке. Здесь мнения участников круглого стола разделились. Одни выразили убежденность в том, что в соответствии с законодательством в случае такого нарушения правил парковки эвакуировать автомобиль и требовать от его владельца прохождения всей занимающей определенное время процедуры возврата автомобиля вполне оправданно. В том числе и с точки зрения профилактики повторных нарушений. Другие оптимальным считают фотографирование подобных нарушений с выпиской соответствующего штрафа по примеру других стран. Кстати, с тем, что штрафы, взимаемые за подобные нарушения (а их размер, по мнению участников дискуссии, может достигать сотен миллионов рублей в год), логично направлять на строительство подземных парковок, согласились почти все.
Много времени было посвящено обсуждению еще одной острой темы — организации парковок во дворах жилых домов. Если в случае с районами-новостройками было предложено более тщательно следить за соблюдением необходимого соответствия парковочных мест количеству квартир в строящихся домах, то в случае с дворами советской эпохи к общему мнению прийти не удалось. Предлагаемая одними система высоких штрафов и строительство дорогих подземных парковок вызвала у других вполне резонный вопрос: российские автовладельцы и так регулярно платят транспортный налог и акциз на бензин, соответственно, они вправе рассчитывать на то, что муниципалитет возьмет на себя большую часть решения проблем с планированием дворовых парковок.
Елена МЕРКУРЬЕВА