ПРОЕКТЫ МОЛОДЫХ ИННОВАТОРОВ -
от идеи до воплощения
15 сентября в пресс-клубе Новосибирского союза журналистов прошел круглый стол на тему «Проекты молодых инноваторов – от идеи до воплощения» в рамках проекта «Сделано в ИННОВОСИБИРСКЕ: истории успеха». В работе круглого стола приняли участие: Марина Ананич, заместитель министра образования, науки и инновационной политики правительства Новосибирской области, Вера Пронькина, начальник управления по делам молодежи правительства Новосибирской области, Андрей Старков, руководитель отдела управления инновационной деятельностью Академпарка, Наталья Пинус, руководитель программы «Молодежный инновационный центр Академпарка», участники Летней школы Академпарка-2011 - Андрей Нуждов, Александр Морозов, Евгений Павловский, Иван Хомич; Алексей Вострецов, проректор по научной работе НГТУ, Сергей Смирнов, проректор по инновациям и науке НГУЭУ, Станислав Триерс, руководитель Студенческого проектного бюро НГУЭУ, Анна Тарасова, руководитель проекта web-портала «Открытая наука», научный сотрудник Центра развития инновационных компетенций СГУПС Вадим Машинский, ФГУП ПО «Север» - предприятие госкорпорации «Росатом», Александр Малиновский, директор ООО «Сибирские медицинские приборы», Олег Лобач, директор ООО «Микросистемные технологии», Антон Андреев, директор ООО «АС-Ритейл», молодой предприниматель и бизнесмен-консультант НГУЭУ Глеб Тертычный.
Принявшие участие в работе круглого стола представители власти, науки, вузов, бизнеса и молодые инноваторы обсудили вопросы ценности опыта Летней школы технопарка-2011 для формирования перспективных инновационных проектов, наличия образовательных и технических баз для реализации проектов молодых инноваторов, готовности новосибирских вузов к подготовке специалистов для инновационных компаний разного масштаба и другие проблемы.
Марина Ананич:
- Тема развития инноваций актуальна уже на протяжении 10 лет. Наша задача – направить всех, кто хочет заниматься инновациями, в то русло, которое было бы максимально эффективно. Тем более что в последние годы очень хорошо развиваются инструменты поддержки инновационной деятельности. А слово «молодые» я бы отнесла ко всем инноваторам, людям, готовым к изменениям. Какие инструменты поддержки у нас есть? Это инфраструктура, развивающаяся постепенно, потому что областное правительство всегда старалось слышать инноваторов и реагировать на то, что им нужно. Появились центры инновационного развития в компетенции вузов. Их функция была на определенном этапе очень важна. Эти центры сыграли свою роль и в развитии преподавательского состава, и в развитии проектной деятельности. Созданы бизнес-инкубаторы в вузах и в технопарковых структурах. Есть молодежные творческие мастерские, которые ориентированы на развитие определенных компетенций, в частности инженерного или управленческого дела. Поэтому сегодня на территории Новосибирской области значимые элементы инфраструктуры созданы. Сказать, что это уже законченная система, пока нельзя, но мы стремимся к тому, чтобы поток от школьников до резидентов технопарка был действительно непрерывным.
Другая очень важная составляющая развития инноваций - это финансовая инфраструктура, которая должна способствовать продвижению проекта от этапа к этапу, и здесь тоже есть несколько фондов. Они поддерживают проекты на разных стадиях. Эта инфраструктура, конечно, тоже в процессе формирования и развития.
Есть и находки, которые мы считаем очень важными, потому что часто для инноватора нужны сразу не деньги, а какая-то иная поддержка. Например, проектирование рекламных кампаний для инноваторов силами студентов или разработка фирменного стиля инноваторов силами студентов, что дает двойное движение. Это все инноваторы хорошо знают, участвуют в этих процессах, и из года в год интерес к этому растет.
Хочу отметить, что технопарк Академгородка – это наш прорывной проект. Он начинался в 2005 году, и за минувшие годы возведено здание, появился центр технологического обеспечения, прорабатывается резидентная политика. Появляется необходимая система консалтинга, и система обучения – Летняя школа технопарка - один из действенных инструментов.
Что касается вузов, то успешным можно считать проект-менеджмент в НГТУ - обучение вокруг проектов, информационный марафон, включающий наборы семинаров. В общем, те действия, которыми мы пытались выстроить непрерывную систему обучения-консалтинга. Обучение вокруг проекта с сочетанием консультаций и образовательной части. А Летняя школа Академгородка – это удачный пример соединения сразу нескольких положительных составляющих.
Вера Пронькина:
- Два года назад управление по делам молодежи правительства области приняло решение создать один из приоритетных проектов, названный «Лаврентьевский прорыв» в честь нашего знаменитого основателя Академгородка. Основной задачей этого проекта стало формирование и поддержка класса людей с инновационным мышлением. Мы поставили главной целью популяризацию проектов молодых разработчиков и создание возможностей для каждого желающего - от старшеклассников до выпускников вузов - внедрить свою идею.
Эта программа состоит из нескольких этапов. Первый - это вовлечение молодежи в инновационную деятельность. Здесь используется много технологий, позволяющих участвовать в программе людям с уже оформленными идеями или проектами. А также дать возможность широкому кругу лиц, которые еще пока не имеют своей разработки или какой-то идеи, посмотреть, придумать что-то свое или войти в состав команд, которые формируют разработчики.
Второй блок – это инвентаризация проектов, когда мы работаем с сообществом экспертов, определяя инновационную составляющую идеи и помогая поиску ресурсов. Третий блок связан с более системным формированием команд тех людей, которые получили поддержку и заключение экспертов о том, что эти проекты стоит развивать. Дальше идут узкопрофильные и образовательные блоки, связанные с целым набором знаний, необходимых командам инноваторов, по авторскому праву, патентам, бизнес-планам и другим. Есть в нашем проекте и еще два важных блока. Это массовое активное продвижение и возможность участникам презентовать свои разработки на международных, российских и других выставках, ярмарках, конференциях. Также у нас предусматривается небольшая раздача грантов. Но главное – это контакты с инвесторами, и в этом плане мы так или иначе уже встроены в общую систему. Это и венчурная ярмарка, и Летняя школа Академпарка, и фонд Ивлева, и фонд Семки, поддерживающие предпринимательские инициативы.
Если анализировать результаты работы, то из принявших участие в таком проекте, по статистике, 10% - разработчики, которые докручивают свою идею до конца. А 90%, хотя и отсеиваются, но не уходят в никуда. Ведь самое важное в этом проекте то, что он сильно влияет на повышение человеческого капитала, потому что все эти ребята дальше устраиваются либо в команды инноваторов, либо на предприятия. В общем, находят себя.
Андрей Старков:
- Летняя школа Академпарка – мероприятие инновационной школы в этом году прошло в третий раз. Первая, прошлогодняя, школа была связана с открытием бизнес-инкубатора. Мы тогда оборудовали помещение для стартапов и поняли, что если мы сейчас соберем все сливки, заполним это помещение лучшими проектами, то что будет дальше? И мы поняли, что должны быть школы, которые бы занимались генерацией новых проектов. То есть школа – это место, на которое приходят молодые люди с желанием реализовать свой проект или подключиться к какому-то проекту. И в течение этого времени происходит командообразование, поиск инвестора, наставника, что служит толчком для создания проекта, который может пойти дальше, в бизнес-инкубатор, и там развиваться.
После первой, Летней, школы в 2010 году, когда мы свой инкубатор почти заполнили, мы провели вторую, Зимнюю, школу. Она была специализированной. И вот сейчас прошла третья, Летняя, школа. И каждый раз у нас разный формат этих школ, потому что мы экспериментируем, пытаемся найти ответ на вопросы: как делать стартап, как генерировать идеи? И сейчас, проведя эту Летнюю школу, мы получили свой полезный очередной опыт, позволяющий сделать выводы, необходимые для дальнейшего развития.
Наталья Пинус:
- Летняя школа 2011 года была достаточно масштабным мероприятием: только в отборе участвовали около 450 молодых инноваторов из самых разных городов России. Школа работала по нескольким направлениям, включая наукоемкие проекты и социальное предпринимательство. Было более 100 экспертов, которые принимали участие в обучении. Использовались самые разные форматы: и образовательные программы, и мастер-классы. Люди или приходили на школу со своими идеями, или генерировали их уже в процессе обучения.
И это все происходило в течение трех недель. Мы ставили перед собой задачу - получить на выходе 30 проектов, и достигли этого. На «Интерре» на площадке Академпарка в ярмарке стартапов в общей сложности примут участие около 50 проектов разного уровня. При этом 20 проектов мы считаем достойно проработанными и в принципе готовыми для того, чтобы получать инвестиции. Остальные проекты будут просто участвовать в ярмарке, возможно, кому-то из них тоже повезет привлечь внимание иностранных и российских инвесторов.
Есть еще один очень важный элемент, который мы сейчас вводим в ярмарку стартапов. Да, для молодых команд важны инвестиции, но еще важнее грамотное, внятное наставничество. И мы очень рады, что предприятия с большим опытом работы и наработанным именем готовы брать себе в качестве подопечных молодых ребят, молодые команды и вести их дальше, помогать им связями, опытом, наставничеством. Мне кажется, что это сейчас очень интересный, хороший шаг для формирования инновационной среды в целом.
Иван Хомич:
- Мой проект на Летней школе в секции свободного программного обеспечения назывался «Возьмите листовочку». Он был посвящен автоматизации «полевого» маркетинга и призван облегчить работу супервайзеров, мерчендайзеров и промоутеров – людей, задействованных в распространении промоматериалов. В этой области деятельности есть ряд сложно решаемых проблем, например текучка персонала. Однако промоутерами часто работают студенты, которые в большинстве своем зарегистрированы в социальных сетях. Поэтому, если у них есть желание поработать промоутером, они могут установить на свою страничку приложение, в котором нужно заполнить свои контактные данные, небольшое резюме и загрузить фото. Таким образом, составляется большая база резюме, которую мы и будем продавать агентствам. О серьезном инновационном прорыве здесь, конечно, не идет речь, но все же мы предлагаем абсолютно новый инструмент для успешного маркетингового продвижения товаров. На сегодняшний день мы уже получили финансирование нашего проекта, запустили сайт, начали beta-тестирование и получили несколько предложений от потенциальных компаний-клиентов. Мы сразу начнем работать по всей России, так как поле нашей деятельности – это Интернет, где привязка к определенному городу не столь важна.
Александр Морозов:
- Я участвовал на Летней школе в секции GameDev, то есть секции разработки игровых приложений. У меня уже есть небольшая студия по созданию игр для ПК и мобильных платформ, которая образовалась по итогам моего участия в Зимней школе Технопарка. В этот раз мы продолжили нашу работу и писали игру «Медвежата», которую продемонстрировали губернатору Новосибирской области Василию Юрченко на круглом столе 30 июля. Это казуальная игра с интуитивным управлением. Такие игры все больше захватывают сейчас умы пользователей. Разноцветные мишки водят хоровод вокруг малинки и исчезают, когда пользователь поможет одноцветным мишкам сцепиться в свой собственный хоровод. В такую игру одинаково интересно играть и взрослым, и детям. Инновации здесь те же, что и в производстве любого нового софта. Мы в основном работаем по части адаптации игр под слабые «движки», например сотовых телефонов – делаем так, чтобы игры на них нормально загружались и шли. Инвестиции нам нужны чаще всего на время разработки новой игры, а потом она выходит на самоокупаемость.
Евгений Павловский:
- Я пришел на Летнюю школу с проектом RecommenDoYou, за который мы с командой получили поощрительный приз в web-секции. У меня была возможность сравнить предыдущую школу и эту, так как я побывал на обеих. В этот раз школа была очень концентрированным мероприятием. Наш проект стал логичным продолжением моей предыдущей работы, в которую входила разработка определенных алгоритмов. И проект RecommenDoYou – это попытка их капитализировать. Сейчас создается, тестируется платформа, с помощью которой пользователь может получить индивидуально подобранную информацию. На школе была создана команда, проработаны особенности сервиса. Очень помогла работа с экспертами. Мы разработали три бизнес-модели: по рекомендациям по просмотру фильмов, подходящих к той или иной жизненной ситуации, по индивидуально подобранной рекламе товаров и по подписке на определенный контент. На данном этапе нам необходимы инвестиции для финальной адаптации алгоритма под эту систему.
Андрей Нуждов:
- На школе я разработал проект Print&Play в секции «Заказные и наукоемкие инновации» с использованием 3D-принтера российского производства. Он способен печатать небольшие объемные пластиковые вещи по цифровой 3D-модели. Мы выбрали направление печати небольших пластиковых игрушек для детей. Этим они могут заниматься в кружках и КЮТах. Этот проект был отмечен на школе поощрительным призом, так как способен развивать творчество молодых, в том числе и в проектных студиях. Также его ценность в том, что дети и подростки, на которых и нацелен проект, наконец-то получили возможность, работая за компьютерами, перестать мыслить сугубо абстрактными образами и научиться создавать реальные вещи. Да и в самой системе российского образования низкий уровень практикоориентированности, а мы даем школьникам возможность практиковаться, используя суперсовременную технологию. Если говорить о безопасности, то пластик, из которого производятся модели, безопасен, так как производится на основе крахмала и используется в других производствах. Сейчас есть сложности с приобретением пластика разных цветов – пока мы нашли только одного подходящего производителя. Мы хотим получить место в технопарке, а инвестора выбрать не проблема, потому что качественных инноваций намного меньше, чем желающих вложить в них своих средства. Кроме того, мы уже начали продажи и самих принтеров, и моделей, напечатанных на нем, в своем интернет-магазине.
Анна Тарасова:
- Мой проект относится к тем, кто пришел на летнюю школу Академпарка на стадии идеи. Мы прошли отбор и попали на web-секцию. Причем я – идеолог этого проекта, а со мной поехали ребята-программисты, которые занимались реализацией и непосредственной разработкой. Во время работы в центре инновационных компетенций в бизнес-инкубаторе мы столкнулись с тем, что в электронном виде наши разработки, по крайней мере нашего вуза, нигде не хранятся. Более того, даже когда начинает собираться база научных разработок, возникает вопрос, как дальше ее коммерциализовывать, продвигать на рынке, как лучше представить клиенту. И целью нашего проекта было создание портала, на который каждый может зайти и узнать, в каком вузе какие есть разработки. Задача этого портала, чтобы мы все скооперировались и дали возможность выбора между этими проектными командами. Оказавшись на Летней школе, столкнувшись с огромным количеством экспертов, наш проект постоянно менялся – от масштаба на всю страну до только для железной дороги, города, вуза. Но в итоге мы вошли в пятерку лучших по нашей секции «Вебтех», а ребят-программистов взяли на стажировку в перспективную компанию.
Алексей Вострецов:
- Вуз – это, прежде всего, массовая подготовка специалистов. Если взять НГТУ, это 19 тысяч всех категорий студентов, и не все они станут инноваторами и предпринимателями. Более того, экономике и не нужно столько предпринимателей. Нужны и генераторы идей, и предприниматели, и исполнители. И когда абитуриенты приходят в вуз, из них порядка 10-20% - это активная часть. Остальные настроены учиться в соответствии с программой. Кроме того, чтобы готовить специалистов для инновационной экономики, прежде всего должны быть инновационно настроенные преподаватели, владеющие всей современной системой знаний, знающие, куда движется наука. Должна быть и инфраструктура, позволяющая активной части студентов реализовать себя, свою идею.
Сегодня продолжается развитие инновационной структуры в вузах. В ведущих вузах России выделены специальные деньги, чтобы совершенствовать созданную в них структуру. В Новосибирске такой проект в этом году выиграл наш университет, в прошлом году – Новосибирский государственный университет. Это приведет к тому, что появятся новые элементы инфраструктуры. И один из основных – инжиниринговые центры, оказывающие аутсорсинговые услуги. Поскольку потребности в опытно-конструкторских, в опытно-технологических работах есть, государство сегодня делает ставку на вузы. Среди студентов также есть прослойка, которая хочет иметь свое дело. Вот для таких и нужны бизнес-инкубатор, инновационно-технологический центр, инфраструктура, позволяющая изготовить прототип. И в НГТУ с помощью областного правительства созданы центр прототипирования, два бизнес-инкубатора - студенческий и технологический. Все это позволяет студенту, пройдя все необходимые этапы развития, дорасти до серьезного производства, стать предпринимателем, организовать достаточно большие коллективы.
Сергей Смирнов:
- Когда мы говорим о развитии инноваций, то имеем дело с некоторыми проблемами. У нас дефицит не инноваций и не инноваторов. У нас дефицит предпринимательских компетенций. Людей, которые «в чистом виде» не экономисты, не чистые инноваторы, не бизнесмены. Людей, которые придумывают новые схемы по доводке проекта от стадии разработки до реализации. И здесь возникает второй ряд проблем, потому что у нас пока нет экономики инноваций, она не сформирована. И вузы должны сегодня создавать такие полигоны и проектные бюро, в которых формируются новые предпринимательские проектные компетенции, позволяющие молодым людям как формировать проектные команды, так и помогать разработчикам доводить их разработки до ума. И наш университет это делает, в том числе на площадке студенческого проектного бюро.
Важен и формат стартапа, позволяющий стыковать венчуриста и разработчика. И эти стыковки тоже нужно встраивать в образовательный процесс на постоянной основе, поскольку пока они носят прецедентный, а не системный характер. Следовательно, нужны фигуры, встраиваемые в образовательные модели вузов, помогающие формировать целую группу таких предпринимателей. А значит, и модель вуза должна быть другой. Но это нельзя делать массовым способом. Это почти эксклюзив, адресная, целевая работа. Но в одночасье этого не сделать, на это нужно потратить много времени и сил.
Вадим Машинский:
- Проблема любой инновационной деятельности заключается в том, что одно дело – найти идею, а другое – воплотить, то есть создать под нее производственные технологии и мощности, чтобы обеспечить серийное производство продукта. На сегодняшний день наше предприятие, как одно из самых наукоемких предприятий Госкорпорации «Росатом», имеет всю необходимую технологическую базу для такой работы. И мы готовы принимать инновационные проекты, касающиеся приборного производства. Для этого у нас разработаны различные технологии - начиная от производства пластмасс и заканчивая микроэлектроникой.
Стоит отметить, что у ФГУП ПО «Север» уже есть пионеры из СО РАН. Ряд ученых поставляют нам прототипы своих изделий, а мы доводим их до серийного производства. Кроме того, в корпорации «Росатом» существуют программы по инновационной деятельности, включающие ряд перспективных направлений. И если какие-то проекты инноваторов, в том числе и молодых, попадают под эти направления, то, вполне вероятно, они получат поддержку и финансирование корпорации. Считаю важным и то, что инновационная деятельность привлекает к производству много молодых специалистов, которые в будущем, будем надеяться, задержаться на нашем предприятии.
Александр Малиновский:
- Предприятие «Сибирские медицинские приборы» было создано при НГТУ на базе 217-го закона. Оно совсем молодое, мы сейчас находимся на этапе конструкторских работ. Сделали опытные экземпляры, но дальше дело пока не продвигается - возникла проблема с финансированием. Хотя мы тоже обращались к фонду Бортника, но не набрали необходимое количество баллов. И инвесторы к нам, к сожалению, в очередь еще не стоят. Например, участвовали мы в венчурной ярмарке весной этого года, где от НГТУ были представлены четыре новых инновационных предприятия по различным направлениям. Комиссия подходила, знакомилась с нашими проектами, но после того, как узнавала, что предприятие было создано именно на основе 217-го закона, полностью теряла к нам интерес. На мой вопрос «Почему же так?», мне ответили: «Потому что у вас учредителем является не только физическое лицо, а еще и юридическое. Поэтому венчурные капиталисты не заинтересованы делиться еще с кем-то». Нам так открыто и сказали, что вероятность получения денег под наши проекты в Новосибирске нулевая. Зато все четыре предприятия пригласили: «Переходите к нам, в Сколково. Приезжайте к нам и открывайте там свой филиал». Пришлось ответить, что у нас даже нет денег на сотрудника, который бы мог представлять в Сколково наши интересы.
Олег Лобач:
- Наше предприятие – ООО «Микросистемные технологии» - тоже было создано по 217-му закону на базе НГТУ, где мы и продолжаем работать. Идея наших проектов, научных и инновационных, зародилась достаточно давно, но смогла начать реализовываться благодаря вышеупомянутому закону. Мы занимаемся разработкой сенсоров по микросистемной технологии. Началось все со студенческого бизнес-инкубатора, а потом мы организовали предприятие, в котором работают сегодня четыре человека. Двое из них студенты. Нам очень помог инновационный технологический центр. Например, без него я как ученый не смог бы правильно провести презентацию проекта, сделав акцент на технических вопросах, а не на бизнес-аспектах, что очень важно. Сейчас мы получили помощь от фонда Бортника, которая нам должна помочь в первый год реализации нашего проекта. Он трехгодичный. И к концу третьего года планируется уже серийное производство нашего прибора. Для студентов нашего университета работа на таком предприятии - оптимальный вариант обучения, подготовки диплома, получения практики и зарабатывания денег.
Глеб Тертычный:
- Я предприниматель, но так сложилось, что последний год занимаюсь проектом, связанным с попыткой создания коммуникационного моста между вузами и предпринимателями в Новосибирске. Здесь существует несколько проблем. Во-первых, не идут заказы вузам на специалистов от предприятий. Дело в том, что в структуре самих предприятий нет уполномоченных для работы с высшими учебными заведениями. Во-вторых, с трудом находятся горизонтальные связи между различными учебными заведениями города. В итоге страдает подготовка специалистов непосредственно на предприятии. И выпускники, имея диплом и выходя на работу, часто вынуждены учиться многому заново, получая при этом маленькую зарплату. Если между школой и вузом еще существует система репетиторства, то между предприятием и вузом ее практически нет. И тем не менее представители высшей школы часто говорят о том, что вузу нужны предпринимательские компетенции, потому что большая часть преподавателей этих учебных заведений – теоретики. И с этим трудно не согласиться.
Антон Андреев:
- Уже 5 лет я руковожу собственным бизнесом в сфере продажи услуг мобильной связи, занимаюсь реализацией SIM-карт сотовых операторов. Наш инновационный проект заключается в том, чтобы создать автоматизированную систему продажи SIM-карт. Это будет выглядеть так: вы помещаете в автомат паспорт, фотографируетесь и в итоге получаете SIM–карту без посредничества продавца. Чтобы привлечь инвесторов на этот проект и разобраться в том, что такое инновационный бизнес вообще, я принял участие в Летней школе на Селигере. Там познакомился с представителями одной московской компании, которые заинтересовались моим проектом и предложили его финансирование. Кроме того, теперь я участвую в их собственном инновационном проекте и являюсь разработчиком концепции развития другого бизнеса. В целом убедился, что любой инновационный бизнес состоит из двух частей – собственно инновации и бизнеса. И каждый человек должен заниматься делом в пределах своей компетенции: ученый придумывать идею, а бизнесмен искать, как ее продать и тем самым воплотить в жизнь.
Елена МЕРКУРЬЕВА