Интернет-логистика с российской спецификой
Алексей Чарухин давно знаком с проблемами программного обеспечения для логистических компаний и, будучи программистом, решил с ними покончить, создав свою, более совершенную систему. Ее рабочее название - WEB logist. Состоит этот проект из ряда подпроектов, в частности – системы планирования ресурсов предприятия и информационной поддержки связей с другими предприятиями LightERP, разрабатываемый на Летней школе Академпарка, в секции «Свободное программное обеспечение». Вот только на момент своего появления в Школе команда Алексея уже была резидентами Академпарка, а сам лидер проекта выступил там в роли эксперта.
WEB logist – это так называемая облачная система, призванная облегчить логистическим компаниям работу с потоками грузов и документооборотом. Если объяснять понятие «облачная» не программистскими терминами, то клиентской частью информации, которая будет храниться на серверах компании-поставщика услуги, вы сможете пользоваться через интернет-браузер с персонального компьютера, ноутбука или сотового телефона. Есть возможность сохранять информацию в корпоративном облаке, что поможет обеспечить доступ к ней, даже если физически с компьютером в самой компании что-то произойдет, например поломка или кража.
- Сегодня российские компании (и не только логистические) используют для своего документооборота дорогие и неудобные программы, такие как Excel или 1С. Более того, часто они однопользовательские. 1С отправляет почту, но зачастую некорректно, из-за чего происходит потеря данных. Наша задача – сделать для клиента работу с документами максимально удобной. Так как система WEB logist заточена в первую очередь под логистов, то это работа со сметами, куда мы максимально вносим все параметры работы с поставщиками. Мы даже учитываем «российскую специфику» настолько, что создаем возможность занесения такой дополнительной информации, как «вознаграждения», - рассказывает Алексей Чарухин.
Несколько сотрудников одной компании, работая в этой программе, могут лично вносить информацию, дополняя ее. При этом возможна проработка разного уровня доступа к ней: например, исполнительный директор сможет просматривать все документы без исключения, а простой менеджер – только общую информацию по ценам на услуги. Из-за доступности интерфейса совсем не обязательно садить за работу специально обученного оператора.
Разумеется, логистическим компаниям приходится заниматься не только документами, но и решать целый пласт задач, связанных с автотранспортом и потоками грузов.
- Представьте, что у вас есть фура, которая все время ломается. Вы заносите расходы на нее в систему и там уже анализируете: выгоднее ее ремонтировать или продать и купить новую. Также важно, чтобы в открытом доступе в Интернете находилась свежая информация о количестве свободных грузовиков. Еще в нашей системе можно указывать направление движения машины и ее загруженность, ведь часто бывает так, что водитель возвращается из рейса пустой и по дороге может принести своей компании дополнительную прибыль, - рассказывает о плюсах своей программы Алексей.
Разработчики готовы предложить даже интеграцию с социальными сетями, чтобы клиенты могли через несколько ресурсов доносить информацию о своих услугах и оперативно ее изменять.
По примерным расчетам до конца текущего года к программе удастся подключить до 1500 логистических компаний и 200-300 строительных. Для небольших транспортных компаний абонентская плата не подразумевается, а вот для более крупных, располагающих десятью и более автомобилями, она рассчитывается индивидуально и составит от одной до десяти тысяч рублей.
- Цена будет определяться в зависимости от активности, количества пользователей, уровня защиты передаваемых данных. Мы разработали режим с рабочим названием «Паранойя», при включении которого информация будет храниться на трех серверах, раскиданных по миру, и полностью дополнительно шифроваться. Компании готовы к таким расходам, ведь то, что предлагаем мы, в разы для них выгоднее, чем те ERP-системы, которыми они пользуются сейчас, - считает лидер проекта.
Команда Алексея активно участвует в проектах для молодых инноваторов. Его небольшая команда из трех человек принимала участие в проекте «Лаврентьевский прорыв» и, заняв на игре MIX первое место в номинации «Лучший бизнес-план», получили от директора бизнес-инкубатора Академпарка Андрея Старкова бессрочный грант и стали резидентами Технопарка Академгородка.
На Летнюю школу Академпарка команда проекта WEB logist пришла не за победой.
- Во-первых, здесь я нашел еще четверых участников команды, заинтересованных в успешной реализации проекта. Во-вторых, для меня было важно поднатаскать других членов команды. У нас в проекте оказались люди с разным уровнем знаний, но в условиях Летней школы они быстро подтягивают друг друга. Наша первостепенная цель здесь – это работа над самим проектом, а не получение призового места, - говорит Алексей Чарухин.
Сам он выступил на Школе в роли эксперта и прочитал лекцию по разработке на HTML5+JavaScript | GWT. Алексей рассказал, зачем использовать одни и те же компоненты пользовательского интерфейса в разных проектах, как установить связь с сервером через очень простой RPC, как писать приложения Ajax на языке Java и тестировать код с помощью JUnit и как работает Google Web Toolkit (программное обеспечение с открытым исходным кодом).
Пока дополнительного финансирования у его собственного проекта нет, но Алексей Чарухин по этому поводу не унывает, утверждая, что они и сами справятся, только это займет чуть больше времени, чем с инвестором. «Люди, которые работают за идею, создают более качественный продукт», - верит он.
Марина РЕШЕТНИКОВА
Дмитрий Лобасёв: Гибкие методологии против конфликтов
На Летней школе Академпарка прошла серия мастер-классов и семинаров для молодых инноваторов. 19 июля состоялась встреча с Дмитрием Лобасёвым, московским тренером и консультантом по гибким методологиям, который провел тренинг по основам agile-lean-scrum-kanban и тренинг для лидеров команд по организации рабочего процесса и управлению конфликтами в секции web-разработок.
Первая часть мастер-класса была посвящена основам теории организации процесса. Для тех, кто хочет оставаться в мейнстриме гибких методологий разработки, Дмитрий разъяснил разницу между методами scrum и kanban.
- Это два обманчиво простых, но удивительно мощных подхода к разработке программного обеспечения. Kanban сравнили с картиной художника, которую разрезали на кусочки. Scrum же является тактическим планированием на неделю и отдельно на день, чтобы можно было видеть процесс работы постоянно, а не на выходе, как в kanban, - рассказал участникам Летней школы Дмитрий Лобасёв.
Вторая часть мастер-класса была направлена на практические занятия по управлению конфликтами. Для полного понимания поведения в проблемных вопросах лидерам проектов нужно было смоделировать реальные ситуации. Эта часть мастер-класса прошла в формате тренинга. Дмитрий Лобасёв предлагал участникам решить задачи на примере заданных ситуаций. Группы спроецировали работу по таким частотным макетам поведения, как: слишком долгое выступление сотрудника на ежедневном мастер-классе, несоблюдение всем коллективом правил, обратная связь с сотрудниками, стратегия примирения коллег.
- Мне было интересно принять участие в моделировании стратегии примирения. Тренер предложил роли девелопера и тестировщика. Я выбрала первый вариант, в котором оказалась в позиции «обвиняемого». Передо мной стояла задача не реагировать на претензии собеседника и перевести его «атаку» в конструктивное русло переговоров, перейти с эмоций на диалог. Могу сказать, что мне было сложно сохранить ясность в мыслях. Не знаю, каким было бы мое поведение в реальности, но на этом тренинге мне удалась собраться и выполнить поставленную задачу, – рассказала о своем опыте участница web-секции Летней школы Анна Тарасова.
Сам Дмитрий Лобасёв, который впервые выступил экспертом на Летней школе Академпарка, по завершении тренинга сказал, что ему работа с ребятами очень понравилась:
- Здесь собрались очень интересные люди. И я с удовольствием приехал сюда еще раз.
Маргарита ФЕДОРОВА
ИННОНОВОСТИ
ГРАНТЫ НА НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
С начала 2011 года двадцать пять молодых ученых Новосибирской области получили гранты в размере ста тысяч рублей на проведение научных исследований и завершение опытно-конструкторских работ. Материальная поддержка осуществляется по ведомственной целевой программе «Развитие инновационной системы и кадрового потенциала Новосибирской области на 2011-2013 годы».
По сообщению пресс-службы губернатора и правительства Новосибирской области, программа призвана решить три ключевые задачи. Во-первых, создать условия для развития конкурентоспособного сектора исследований и разработок. Во-вторых, ускорить совершенствование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей технологическую возможность внедрения инноваций. И в-третьих, улучшить систему отбора, подготовки и переподготовки кадров для научной, научно-образовательной и инновационной деятельности.
На реализацию поставленных задач в 2011-2013 годах областной бюджет планирует потратить более 500 миллионов рублей. Самым финансово емким направлением программы в 2011 году станет возмещение бизнес-инкубаторам и управляющим компаниям технопарков затрат, связанных с предоставлением услуг.
Кроме того, в рамках ведомственной программы будут разрабатываться и реализовываться меры по развитию научных центров Академгородка, Кольцово и поселка Краснообск. Бюджет выделит деньги на поддержку инновационных центров при вузах, повышение квалификации, переподготовку педагогических кадров образовательных учреждений.
Ежегодно ста лучшим педагогам области будут выплачиваться премии в размере 45 тысяч рублей. Программа также предусматривает активную работу с экспертным сообществом.
115 РЕЗИДЕНТОВ ТЕХНОПАРКА
На начало сентября резидентами Технопарка новосибирского Академгородка стали 115 компаний. А еще 25 предприятий - резидентами бизнес-инкубатора Академпарка.
Кроме того, по результатам прошедшей Летней инновационной школы от 11 новых стартапов поданы заявки на присвоение статуса резидентов бизнес-инкубатора.
В самом Технопарке продолжаются работы по строительству и развитию технологий. Строительство комплекса зданий для IT-кластера по улице Николаева ведется в установленные сроки. Первое здание – Центр информационно-коммуникационных технологий планируется сдать в эксплуатацию в конце 2011 года. На объекте уже в полном объеме выполнены несущие и ограждающие конструкции, ведутся работы по устройству кровли, осуществляется прокладка коммуникаций. Внутри здания ведется монтаж внутренних инженерных систем и отделочные работы.
На другом объекте – Центре коллективного пользования - завершены несущие конструкции, ведется монтаж фасадов. Начались подготовительные работы по монтажу соединительной галереи между двумя башнями центра.
Кроме того, с начала 2011 года Центр технологического обеспечения (ЦТО) дополнился такими технологиями, как лазерная резка, гибка и рубка листовых материалов, конструкторско- испытательная служба, индивидуальная, мелкосерийная упаковка и оперативная полиграфия. Таким образом, в ЦТО сегодня предоставлены 15 технологий.